Некоторые принципы, которыми стоит руководствоваться при разработке электронных учебников Print E-mail
There are no translations available

Что же нужно для того, чтобы чему-то научиться? Сначала нужно получить информацию, а потом не забыть ее. Дело вовсе не в зубрежке. Согласно новейшим исследованиям в области когнитивистики, нейробиологии и образовательной психологии, для обучения требуется нечто большее, чем текст на странице. Как же заставить наш мозг работать?

Сделайте материал наглядным. Изображения запоминаются гораздо лучше, чем слова, и существенно повышают эффективность обучения (по экспериментальным данным, до 89%). С точки зрения нашего мозга рисунок действительно стоит 1024 слов. Размещайте слова рядом с графикой или внутри нее, и вероятность решения учащимся проблем, связанных с содержанием, возрастает вдвое. Визуализируйте тексты.

Используйте разговорный стиль. Недавние исследования показали, что студенты сдавали контрольные тесты на 40% лучше, если материал подавался в разговорном стиле (в отличие от формального стиля). Рассказывайте, вместо того, чтобы читать лекции. Используйте язык повседневного общения. Потому что мозг действует более активно, когда считает, что его обладатель участвует в беседе, а не является пассивным слушателем. Это относится и к печатному тексту.

Заставьте ученика интенсивнее думать. Другими словами, пока он не начнет активно ворочать своими нейронами, в голове почти ничего не происходит. Читатель должен быть заинтересован, вовлечен в происходящее, настроен на решение проблем, формирование логических выводов и получение новых знаний. А для этого вам потребуется проработать задачи, упражнения, вопросы, заставляющие думать, и операции, в которых задействованы оба полушария мозга и несколько чувств.

Включайте в курс упражнения, потому что мозг лучше изучает и запоминает, когда мы что-то делаем, а не просто читаем.

Захватите и удерживайте внимание читателя. Всем из нас хорошо знакома эта ситуация: «Я очень хочу изучить это, но постоянно засыпаю после первой страницы». Ваш мозг обращает внимание на все необычное, интересное, странное, бросающееся в глаза, неожиданное. Изучение новой сложной технической темы не обязано быть скучным. Более того, так ваш мозг будет учиться гораздо быстрее.

Стимулируйте эмоции. Сейчас уже известно, что способность запоминать сильно зависит от эмоционального содержания. Вы помните то, что вам интересно. Вы запоминаете, когда что-то чувствуете. Нет, обойдемся без душещипательных историй про мальчика и его собаку. Речь идет о таких эмоциях, как удивление; любопытство; «быть не может», чувство «да, я крут!» при решении головоломки; умение научиться чему-то сложному с точки зрения окружающих, и т.д.

Используйте повторение, передавая одну и ту же мысль разными способами и по разным каналам; так повышается вероятность того, что информация будет закодирована в нескольких участках вашего мозга.

Используйте разные стили обучения. Полезно увидеть один и тот же материал, представленный с разных точек зрения.

Включайте информацию для обоих полушарий мозга, потому что чем активнее задействован ваш мозг, тем больше вероятность того, что вы что-то узнаете и запомните, и тем дольше сможете концентрироваться на изучаемой теме.

Приводите истории и упражнения, представляющие различные точки зрения, потому что ваш мозг лучше усваивает материал, когда ему приходится оценивать и делать выводы.

Задавайте вопросы, на которые не всегда существует однозначный ответ, потому что мозг лучше учится и запоминает за работой.

Используйте людей в своих историях, примерах и рисунках, потому что… ваши ученики – это люди, а люди обращают больше внимания на других людей, чем на предметы. Иногда используйте персонификацию явлений, понятий, предметов.

Напоминайте ученикам об обязательности и исключительной важности выполнения упражнений, о том, что это напрямую способствует достижению цели их обучения.

Обращайтесь к ученику как к субъекту, сознательно стремящемуся к получению знаний. Объясните взрослому ученику как построен процесс обучения, что он должен сделать, как учиться,  чтобы хорошо запомнить материал.

Предусмотрите немедленную обратную связь, состоящую из коротких и целенаправленных сообщений об ошибках.

Избегайте монотонности

 
< Prev   Next >